Итоги COVID-19

25 мая 2020

Мы долгое время воздерживались от публикаций на тему COVID-19 и проблемы правового характера связанные с его распространением в мире и в России в частности. Исключением стала статья посвященная арендным отношениям (Заметка COVID-19 и аренда... от 10.04.2020 года). Причина такой сдержанности кроется в том, что на первых порах было невозможно дать корректные оценки происходящей ситуации. Тем более в юридическом аспекте. Посмотрите - даже исполнительные и законодательные власти проявляли некоторые метания, принимали решения наспех, часто отменяли или значительно корректировали ранее принятые решения. При этом заявления представителей власти начиная с Президента и заканчивая муниципальными чиновниками с голубых экранов часто либо не соответствовали ни букве Закона, ни фактическому положению дел, либо искажались в восприятии и последующей трактовке. Мы также не могли сформировать четкого понимания того, какое влияние окажет сложившаяся ситуация на экономику и бизнес, какие проблемы и разногласия могут возникнуть в бизнес-среде, какой нормативной базой будут руководствоваться судебные органы при рассмотрении споров и т.д.

Сегодня, по прошествии определенного количества времени, после принятия нормативных актов в их финальной или околофинальной версии, после старта некоторых сфер бизнеса и экономики в целом можно наконец-то делать предварительные выводы. Итак, наше видение тех проблем, которые разбудил или создал COVID-19 по отраслям к которым мы имеем касательство:

  1. Рынок услуг в области образования и дополнительного образования детей.
    • На наш взгляд данная сфера бизнеса оказалась одной из самых пострадавших от сложившейся ситуации. После январских и февральских карантинов, вызванных необычно высокой заболеваемостью населения гриппом на игроков обрушилась пандемия коронавирусной инфекции, вызвавшей фактическую остановку деятельности на достаточно длительный срок. А ведь впереди традиционно "голодное" для данной сферы лето. Государство хоть и включило соответствующие ОКВЭДы в перечень пострадавших, но на деле недостаточно поддержало отрасль: субсидии по 12.130 рублей на каждого сотрудника не закрыли полностью потери игроков от необходимости выплатить ФОТ в полном объеме. Дополнительных мер защиты бизнеса в данной отрасли, которые бы действительно работали ни государство, ни муниципальные власти фактически не предложили. Владельцам частных детских садов, школ, образовательных курсов и секций предложили самостоятельно решать возникшие проблемы по оплате аренды занимаемых помещений, по комплектации своих организаций средствами индивидуальной защиты и дезинфекции после снятия ограничений на осуществление деятельности. На наш взгляд - это окажется причиной закрытия примерно 50% предприятий малого бизнеса, занятого в данной отрасли. Наиболее ожидаемые споры разразятся в области трудовых отношений с сотрудниками и арендных отношений с владельцами нежилых помещений. Стоит отметить, что ни в первом ни во втором случаях шансов "отбиться" у бизнесмена не будет.    
  2. Рынок аренды коммерческой недвижимости.
    • Рынок аренды коммерческой недвижимости ждут значительные перемены. В первую очередь многие арендодатели и арендаторы обратят пристальное внимание на пункты заключаемых договоров, связанные с форс-мажорными ситуациями. Во вторых, крупные арендодатели могут задуматься о необходимости диверсификации портфеля арендаторов. Вполне возможно произойдет временное смещение интересов арендаторов к помещениям вне крупных торговых и офисных центров. Это возможные тенденции. Что касается фактической ситуации, то здесь неизбежны споры о необходимости оплачивать арендные платежи и/или о размере аренды в период пандемии. В этой части законодатель фактически освободил арендаторов от штрафных санкций и дал возможность принудить арендодателя предоставить рассрочку по оплате возникшей задолженности. В принципе, с точки зрения правоприменения ситуация достаточно прозрачна, за исключением вопроса о досрочном расторжении договоров аренды: не совсем понятно какую позицию займут суды по вопросам связанным с обязанностью предварительного уведомления о расторжении договоров. Если со штрафами, предусмотренными за досрочное расторжение все понятно - законодатель освободил от них арендатора императивно, то со сроками предварительного уведомления не все так ясно.     
  3. Рынок уличного ритейла и торговли.
    • В этой сфере все неоднозначно: непродовольственные группы товаров были достаточно долгое время закрыты и несли потери связанные с обязанностью платить ФОТ и аренду, но в то же время после открытия наверстали объемы продаж за счет повышенного спроса. Продовольственные магазины вообще оказались "в плюсе", так как единственные полноценно работали в период ограничений. Однако это не помешает игрокам рынка жаловаться на убытки и вступать в споры с арендодателями и сотрудниками о размерах причитающихся выплат. Судебные разбирательства в данной сфере на наш взгляд неизбежны.
  4. Рынок ресторации и кейтеринга.
    • Эта сфера бизнеса находится сейчас на грани уничтожения. Ситуация во многом схожа с рынком образовательных услуг, где поддержка государства явно недостаточна, а финансовое давление на игроков практически запредельно. Очень многие заведения просто не откроются после снятия ограничений, при этом выжившие получат возможность быстро наверстать потери за счет снижения конкуренции.

Конечно, пострадавших отраслей много больше чем те, которые мы перечислили, однако мы не возьмемся оценивать их потери и проблемы в связи с недостаточной вовлеченностью в их деятельность. Если говорить в общем о действиях государства по нивелированию последствий, то весь массив вновь появившегося законодательства ограничивается фактически Постановлениями правительства с перечислением пострадавших отраслей и мерами поддержки в виде субсидий на оплату труда в размере МРОТ. Многие регионы принимают дополнительные усилия для поддержки бизнеса, однако в большинстве случаев все они сводятся к снижению налоговой нагрузки. На самом деле мелкому бизнесу данные меры не помогут, так как он просто не доживет до момента применения преференций...