ЗИС и общее имущество в г. Омске...

21 марта 2023

Сегодня, 21 марта 2023 года, состоялось заседание Общественного совета при Прокуратуре Омской области по защите прав юридических лиц и предпринимателей. При содействии Омского отделения ОРО «Опора России» удалось включить в повестку дня рассмотрение вопроса, связанного с недостатками действующего в г. Омске регулирования в части согласования ЗИС на объектах коммерческого назначения с множественностью собственников. Докладчиком по данному вопросу выступал один и основателей КонсалтингПРО.рфПаршин Сергей Владимирович.

Проблематика поднятого вопроса связана с тем, что в соответствии с местным законодательством на территории города Омска сложилась практика, при которой согласование вывески (в редакции Постановления Администрации города Омска от 11 июля 2022 года №551-п «Об утверждении Порядка согласования эскиза знаково-информационной системы на территории города Омска, аннулирования согласования такого эскиза» и Постановления Администрации города Омска от 07 мая 2019 года №348-п «Об утверждении Положения о типах, видах, технических характеристиках и требованиях к местам размещения знаково-информационных систем на территории города Омска» - ЗИС) на административном здании, в котором есть несколько собственников возможно лишь при выражении согласия одного из собственников, не только без учета мнения остальных, но и его доли в общей долевой собственности. Действительно, пунктом 5.1 Порядка, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 11 июля 2022 года №551-п предусмотрено предоставление следующего документа:

подтверждение в письменной форме согласия собственника имущества на присоединение к этому имуществу знаково-информационной системы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

В силу неоднозначности трактовки, данная фраза рассматривается чиновниками мэрии таким образом, что наличие согласия любого из собственников достаточно для согласования эскиза. На наш взгляд, сама возможность такой вольной трактовки может свидетельствовать о наличии коррупционной составляющей в процессе выдачи разрешений на размещение ЗИС, так как решение о достаточности «согласования собственника» принимается чиновником по своему усмотрению.

Более того, при такой формулировке нарушаются требования федерального законодательства в области общего долевого имущества МКД, если здание принадлежит более чем одному собственнику. Практика выдачи разрешений на ЗИС со стороны города подтверждает факт выдачи таких разрешений только при наличии согласования ОДНОГО из многих собственников здания, так как формально требование регламента выполнено

Стоит отметить и тот факт, что согласно документу, аннулировать выданное согласование якобы можно по требованию собственника. При этом не указано, собственник должен быть тот же, который ранее дал согласие на размещение ЗИС или другой. Т.е. возможны варианты - 2/3 собственников согласны на присоединение ЗИС к фасаду и приняли соответствующее решение, но один несогласный собственник идет, подает заявление в мэрию и аннулирует решение, либо наоборот - есть согласование от одного собственника, обладающего мизерной долей в праве общей долевой собственности (фасад), а остальные собственники постфактум (уже после выдачи согласования со стороны мэрии) будут вынуждены отстаивать свои права в суде. По желанию товарищей из администрации... Коррупциогенность, однако!

Решение данного вопроса лежит на поверхности: во избежание многовекторной трактовки данного требования достаточно лишь закрепить в Порядке необходимость предоставления протокола общего собрания собственников для зданий, в которых таких собственников более чем один.

Стоит отметить и тот факт, что описанная выше ситуация имело место быть в нашей практике, а позиция высказанная в настоящей статье нашла свое подтверждение в судебных решениях. Причем важно сказать, что суды первой и второй инстанций не встали на защиту прав собственников здания именно из-за наличия согласования на размещение ЗИС со стороны Администрации города Омска. Лишь Арбитражный суд кассационной инстанции разобрался в вопросе детально и указал нижестоящим судам на допущенную ошибку, вернув дело к рассмотрению в первую инстанцию, где уже и было вынесено справедливое решение. Для интересующихся - дело №А46-17507/2020 (304-ЭС22-6933, Ф04-7415/2021, 08АП-8226/2021).

В связи с наработанной судебной практикой, нашими экспертами и было инициировано рассмотрение данного вопроса на Общественном совете при Прокуратуре Омской области по защите прав юридических лиц и предпринимателей с целью понуждения Администрации города Омска к внесению изменений в действующий Порядок согласования ЗИС, утвержденный Постановлением Администрации города Омска от 11 июля 2022 года №551-п и устранению несоответствия его положений действующему законодательству РФ. По результатам заседания Общественного совета, вопрос был взят Прокуратурой Омской области в проработку. Надеемся, что он в итоге найдет свое решение.