Проектирование СПЗ и СРО...

17 мая 2023

В рамках текущей консалтинговой деятельности наши специалисты столкнулись с интересным и неоднозначным вопросом от одной из проектных организаций. В силу того. что вопрос действительно нетривиальный и на самом деле не имеет однозначного решения, мы решили подготовить по нему аналитическую записку, которую и представляем Вашему вниманию:

Итак, проектная организация, имеющая допуск СРО и обладающая квалификационным составом должного уровня, была привлечена для проектирования СПЗ (средств пожарной защиты) на эксплуатируемом здании в связи с тем, что органы пожарного надзора предъявили замечания к существующим СПЗ и они требовали перемонтажа. Проект был выполнен, однако при его согласовании в МЧС было отказано на том основании, что проектировщик (как физическое лицо) не был аттестован в МЧС и не внесен в соответствующий реестр, а значит не имел право проводить проектные работы в области СПЗ. Специалисты МЧС ссылались при этом на Постановлению Правительства РФ от 30.11.2021 № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию». Реестр же включенных физических лиц, прошедших аттестацию, расположен здесь.

Нас попросили разобраться насколько такие действия МЧС законны, что мы и попытались сделать. На первый взгляд, отказ в согласовании проекта, который выполнен организацией имеющей соответствующий допуск СРО, выглядит как явное превышение полномочий со стороны МЧС. Однако, при ближайшем рассмотрении все стало не так однозначно:

Для начала необходимо ответить на вопрос, что такое допуск СРО и к каким видам проектных работ он относится? Действительно, согласно ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. При этом согласно п. 4, 5 этой же статьи ГрК, работы по архитектурно-строительному проектированию могут осуществляться исключительно индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые являются членами СРО проектного профиля и обладают должным квалификационным составом. Для полноты картины необходимо разобраться с термином ОКС (объект капитального строительства), примененным в ч.1. ст. 48 ГрК РФ, для чего необходимо обратиться к п. 10 ст. 1 ГрК РФ, который гласит: «объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых НЕ завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)».

Так как законодательные акты мы обязаны толковать буквально их написанию, получается что допуск СРО дает право на осуществление архитектурно-строительного проектирование зданий, которые еще НЕ построены и НЕ введены в эксплуатацию. В то же время в ст.48 ГрК РФ есть положение, которое ставит под вопрос данное утверждение: согласно п.4 данной статьи работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в такую документацию должны выполняться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, которые являются членами саморегулируемой организации (далее — СРО) в области архитектурно-строительного проектирования, при условии заключения таких договоров: с застройщиком, тех. заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Стоит отметить и тот факт, что выполнение работ по проектированию должно обеспечиваться специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов (ГИП), главными архитекторами проектов (ГАП) (далее — Специалисты)), привлеченными на основании трудовых договоров и работающих по основному месту работы, а также обладающими достаточной квалификацией и включенными в Национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования (НРС НОПРИЗ). Стоит учесть и тот факт, что согласно ст. 5 5.5-1 ГрК РФ к исключительным должностным обязанностям Специалистов (ГИП, ГАП) относятся:

  • подготовка и утверждение заданий на подготовку проектной документации объекта кап. строительства;
  • определение критериев отбора участников работ по подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;
  • представление, согласование и приемка результатов работ по подготовке проектной документации;
  • утверждение результатов проектной документации;
  • утверждение подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений (ГИП).

В силу того, что за разработанную проектную документацию ответственность несет именно юридическое лицо, по договору с которым она была разработана, а проверка и утверждение такой проектно документации - исключительная прерогатива сотрудника-специалиста, включенного в НРС, представляется, что организация, имеющая допуск СРО проектного профиля все-таки имеет право на разработку проектов СПЗ. Требование же о наличии аттестации специалиста-проектировщика, как физического лица, по правилам МЧС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» для организаций, имеющих членство в СРО избыточен.

На наш взгляд, Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» направлено на то, чтобы дать возможность эксплуатантам зданий и сооружений, которые уже введены в эксплуатацию, снизить расходы связанные с необходимостью перепроектирования СПЗ (средств пожарной защиты) при изменении действующих норм, в связи с чем возникает необходимость внести изменения в действующие системы. Косвенно данное видение подтверждается и самим МЧС в письме № ИВ-19-577 от 13.04.2022, в котором указано, что аттестация проводится в отношении всех физических лиц, имеющих намерение получить право на проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. При этом физические лица, прошедшие аттестацию, вправе выполнять вышеуказанную работу в рамках гражданско-правовых и (или) трудовых отношений. Налицо именно снижение требований к квалификации и организационно-правовой форме проектировщика.

Вместе с тем, разбирая сложившуюся у обратившейся к нам за поддержкой компании, стоит отметить, что решение вопроса об отказе в согласовании проекта на основании того, что проектировщик не аттестован в МЧС как физическое лицо, возможно в судебном порядке. Шансы на вынесение решения суда в пользу проектной организации велики, но не 100%-ны. В силу данного обстоятельства, мы бы рекомендовали проектным организациям, которые планируют заниматься (или занимаются) разработкой проектов СПЗ для объектов уже введенных в эксплуатацию, иметь в штате специалиста, который будет аттестован в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию». Тем более, что такая аттестация проводится дистанционно с помощью портала Госуслуг и  является бесплатной.