Купите «умный» счетчик...

8 мая 2020

В федеральном законодательстве рождаются инициативы о возложении на плечи собственников жилых помещений (в том числе садовых домов, многоквартирных домов и т.п.) обязанности по покупке приборов учета коммунальных услуг с функцией дистанционной передачи данных. Такие изменения планируется внести в Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон об энергосбережении), в котором уже есть норма об обязанности собственников жилых помещений обеспечить установку приборов учета. В данном случае большинство обывателей не станет задаваться вопросом о том, почему же такая обязанность отнесена к собственникам, ведь аналогичная норма уже закреплена в законодательстве и прошла все необходимые проверки на законность и обоснованность в уполномоченных инстанциях. Однако пристальный взгляд на проблему вызывает лишь вопросы.

Так, не вызывает сомнений то, что использование приборов учета осуществляется в рамках жилищных отношений, то есть отношений, связанных с осуществлением права граждан на жилище. Отсюда следует вывод, что обязанности по приобретению и использованию приборов учета должны быть закреплены в Жилищном кодексе Российской Федерации. Однако в кодексе предусмотрены лишь обязанности несения бремени содержания помещения, общего имущества собственников помещений, обращения с твердыми бытовыми отходами и внесения платы за капитальный ремонт. Обязанность обеспечения установки приборов учета была закреплена в законе об энергосбережении. Чем объясняется такой ход законодателя? Вероятно, законодатель либо не пожелал указывать этой обязанности в кодексе, либо ему это не удалось по каким-либо причинам. Это обстоятельство наводит на мысль, что законодатель был вынужден прибегнуть к созданию искусственной юридической конструкции в целях формально-юридической основы отнесения указанной обязанности в адрес собственников. В итоге в сущности жилищные правоотношения были отнесены к области особого предмета правового регулирования законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности. Это дало возможность, с одной стороны, легче узаконить норму о такой обязанности. С другой стороны, нормы закона об энергосбережении впоследствии стали считаться специальными по отношению к положениям Жилищного кодекса. В связи с этим у законопослушных граждан не осталось другого выбора, кроме как уплачивать соответствующие взносы, в том числе за установку приборов учета.

Сегодня же инициатива по обеспечению установки приборов учета с функцией дистанционной передачи данных выглядит как рядовая законодательная инициатива. В то же время является очевидным, что ее поддержка приведет к очередному изъятию денежных средств собственников на решение вопросов оптимизации предоставления сведений о потребленной энергии, то есть решение сугубо управленческих дел, которые по смыслу данных правоотношений должны исполняться уполномоченными органами государственной власти, обладающими необходимыми ресурсами. Выражаем надежду, что на этот раз государственный аппарат хотя бы обеспечит собственникам государственную поддержку и возьмет на себя какую-то часть расходов на установку «умных» приборов учета.