Инициативы НОСТРОЙ в ИЖС.

14 июля 2022

Все больше и больше структур обращают внимание на развитие ИЖС как части стройкомплекса страны. Вот и в РСПП решили провести профильное совещание по данной тематике. Г-н В. Яковлев, возглавляющий Комиссию по строительному комплексу, провел круглый стол, на котором обсуждались пути развития индивидуального жилищного строительства и проблемы, с которыми сталкивается данное направление.

Хотелось бы отметить единодушие участников мероприятия, которые все как один говорили о том, что развитие ИЖС - это прямая обязанность региональных властей. Именно регионы должны разработать дорожные карты по ИЖС, в рамках которых будут разработаны соответствующие проекты развития территорий, выделены участки, определены сроки и способы обеспечения таких участков инженерной и социальной инфраструктурой. Участники круглого стола в очередной раз подтвердили высказанные ранее тезис о том, что проще всего ИЖС развивать в рамках КРТ и с помощью технологий индустриального домостроения, возводить дома по типовым проектам и за счёт ипотеки, доступной для населения.

Выступал и президент НОСТРОЙ Антон Глушков, который привел сравнительную аналитику по объемам ввода жилья ИЖС и МКД, согласно которой данные показатели примерно равны. При этом он обратил внимание на тот факт, что показатели по вводу ИЖС могут быть намного больше, если решить ряд проблем:

  • Повышение качества строительства в секторе ИЖС. Возможное решение – привлечение в отрасль технологий индустриального домостроения и профессиональных подрядчиков, которые должны быть членами СРО и обладать необходимыми компетенциями.
  • Повышение доступности кредитования. Решение данной проблемы тесно связано с предыдущей: если обеспечить привлечение для строительства надежную подрядную организацию, то гарантии для банков, выдающих кредит под строительство ИЖС многократно возрастут и процесс кредитования станет более доступным за счет расширения предложения и развития конкуренции. Введение же типовых проектов снизит затраты банка на оценку объекта кредитования и повысит прозрачность ценообразования.
  • Повышение активности региональных властей в реализации проектов ИЖС. необходимо стимулировать региональные власти к реализации проектов КРТ в области ИЖС. В качестве примера была приведена Белгородская и Липецкая области, где проекты индивидуального жилищного строительства реализуются при активной поддержке и участии областных властей уже не первый год. В Белгородской области, например, заказчиком индивидуальной застройки выступает бюджет, что задаёт стандарты качества и комфорта и гарантирует наличие инфраструктурной составляющей (подключение к инженерным сетям, транспортная доступность и соцобъекты).
  • Обеспечение работы законодательства. В качестве одной из важных проблем А. Глушков обозначил тот факт, что во многих российских регионах развитие ИЖС значительным образом тормозится из-за нерешённых агломерационных вопросов. Во-первых, застройка ИЖС, как правило, располагается в пригородных зонах и часто попадает под регулирование областных властей, а не городских. Это мешает полноценному обеспечению как инженерной, так и социальной инфраструктурой городского уровня. Было отмечено, что законодательно есть некоторые инструменты для обеспечения необходимого взаимодействия уровней муниципалитет - регион, однако их недостаточно, а существующие по факту не работают.

Кроме того, НОСТРОЙ в лице А. Глушкова, выступил за унификацию платежей для подключения объектов ИЖС к инженерным сетям. Предлагалось также рассмотреть вопрос по утверждению для ИЖС отдельных нормативов по социальной, транспортной и инженерной инфраструктуре.