2026 год: изменения в СРО...

30 января 2026

Уже не за горами 1 марта 2026 года — дата вступления в силу положений Федерального Закона №309-ФЗ, который вносит изменения в Градостроительный Кодекс Российской Федерации в части саморегулирования в области изысканий, проектирования и строительства. Новые правила значительным образом обеляют стройсектор, вводя личную ответственность, единый реестр и повышая прозрачность в данной области.

Многие эксперты, занимающиеся проблематикой саморегулирования в области строительства уже определили грядущие изменения как конец эпохи «мертвых душ». Разберем же основные изменения в нашем кратком аналитическом обзоре...

Начиная с момента введения саморегулирования в строительном секторе, законодатель постоянно ужесточал правила, пытаясь добиться баланса обеспечения безопасности, сохранения уровня компетенций и соблюдения политики минимального вмешательства в рынок со стороны государства. Задача была достаточно сложна, в связи с чем сектор постоянно качало из крайности практически полной отмены всяческого регулирования, до введения все более и более жестких рамок. Федеральный закон № 309-ФЗ, вступающий в силу с 1 марта 2026 года  — это как раз индикатор, показывающий, что государство уверенно взяло курс на ужесточение правил игры в строительном секторе с целью повышения прозрачности в части обеспечения безопасности строительства, и уже не свернет с намеченного курса. Лишним аргументом в пользу высказанного утверждения выступает скорость его принятия: 22 июля 2025 года — принят Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях, а уже в августе 2025 года — подписан Президентом РФ.  Первоначально положения Закона должны были вступить в силу с 1 сентября 2025 года, однако в связи с необходимостью адаптации сектора полное вступление в силу было перенесено на март 2026-го.

Пожалуй самым главным нововведением стало законодательное закрепление личной ответственности за произведенную работу. Причем ответственность будет нести именно тот специалист (руководитель), который работу производил и,или чьи подписи стоят под соответствующими бумагами (АОСР, приёмо-сдаточные документы, исполнительная документация и т.д.). Данной мерой законодатель пытается убить сразу двух зайцев — повысить качество работ и соблюдение норм безопасности и искоренить сложившийся и укоренившийся в стройсекторе феномен «мертвых душ». Что касается последнего, то ни для кого не секрет, что многие ушлые СРО и сами компании используют несколько простейших схем для получения допуска к осуществлению изыскательских/проектных/строительных работ:

  • Этап №1: Само вступление в СРО — инсценированный самим же СРО (или аффилированными с ним консалтинговыми структурами) ритуал, а не реальная проверка компетенций, когда компания-соискатель → находит или получает от СРО «номинальных» специалистов → оформляет их в штат на бумаге → получает допуск СРО → производит увольнение специалистов и они «исчезают» → компания по-факту работает без реальных экспертов;
  • Этап №2: Прохождение проверок — театр абсурда, когда фокусник достает кролика из шляпы, но самого кролика и вовсе нет: плановая проверка СРО проводится под контролем заинтересованных лиц в самом СРО → предупрежденная даже о внеочередной проверке компания временно «возвращает» специалистов в штат → проводятся формальные проверки со стороны СРО → получается положительное заключение о соответствии требованиям и подтверждается статус → возврат к обычной практике работы без специалистов. На практике проверяющие от СРО даже никуда не выезжают, учет «закрепленных» специалистов производится только на бумаге, уплату НДФЛ и взносов никто не проверяет.

На самом деле, такая практика существует уже много лет и несмотря на все риски пользуется популярностью: проверяющие из СРО прекрасно понимают, что происходит, но система была устроена так, что всем было выгодно делать вид, что все в порядке (экономика «теневого» рынка достаточно проста:  полноценная работа специалиста необходимой квалификации в штате компании включая налоговые и пенсионные отчисления обходится, как минимум, в 150-250 тысяч рублей в месяц, а описанное выше «бумажное» трудоустройство — до 100 тысяч раз в год). Вместе с тем, реальная стоимость такой экономии может обернуться не денежным выражением, а тюремным сроком, но барыге то этого не понять... Действительно, если предприятие осваивает средства (в том числе и государственные) на бумаге, то реальные риски (снижение качества строительства, нарушение технологий и, как следствие, угрозы безопасности объектов) его руководителя не особо интересуют, тем более что персональной ответственности он не понесет, так как ответственным в такой компании числится «мертвая душа».

С 1 марта 2026 года правила игры меняются — главные инженеры проектов (ГИП) и главные архитекторы проектов (ГАП) будут нести личную ответственность за причинение вреда в результате некачественно произведенных работ. Кардинальным изменением является то, что до 1 марта 2026 года ответственность за документацию была коллективной и лежала на достаточно безликой организации, а после вступления в силу изменений будет лежать на конкретном человеке с именем и фамилией. 

Стоит отметить и четко определенные законодательные рамки правового статуса специалиста НРС-ника, работающего на предприятии: подпись специалиста становится выражением профессионального согласия и принятия ответственности. Предусмотрено в новой редакции положений ГрК и детализация трудовых обязанностей специалистов. Например, для специалистов проектной организации установлены следующие обязанности:

  • ответственность за проектно-сметную документацию несут ГИП и ГАП:
    • ГИП лично отвечает за технико-экономический уровень проектируемых объектов;
    • ГАП несет ответственность за архитектурно-художественные решения;
  • оба специалиста обязаны обеспечивать соответствие документации техническим регламентам;
  • пзакреплена обязанность специалиста уведомить НРС о своем увольнении. Отсутствие такого уведомления может повлечь административную ответственность или исключение из реестра;

Регламентируются и другие аспекты трудовой деятельности специалистов, включенных в Национальные реестры (НРС):

  • декларируемое и раньше правило «один человек — одно место работы» с 1 марта 2026 года заиграет новыми красками из-за того, что вводятся реальные механизмы контроля и проверки его соблюдения.  Автоматическая проверка привязки каждого специалиста становится реальностью: вводится в действие единая информационная система, связывающая реестры НРС, СРО и проектов с цифровым форматом отсеивания в режиме реального времени. Любая попытка числиться в двух местах одновременно будет автоматически подсвечиваться и блокироваться;
  • вводится система профессионального рейтингования специалистов. Публично доступный рейтинг каждого специалиста должен будет формироваться на основе реальных проектов и верифицированных клиентских отзывов. Задумка — создать подобие кредитной истории, только для строителей, где хорошая репутация станет конвертируемым капиталом, а плохая — приговором.

Происходит значительное усиление роли национальных объединений НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей) и НОПРИЗ (Национальное объединение проектировщиков и изыскателей), которые получают реальные рычаги влияния: 

  • НОСТРОЙ — новые полномочия:
    • разработка и утверждение единых правил саморегулирования;
    • контроль за деятельностью организаций-членов СРО;
    • оценка эффективности работы саморегулируемых организаций;
    • формирование рейтингов специалистов и компаний;
  • НОПРИЗ — расширенные функции:
    • ведение реестра уведомлений об увольнении ГИП и ГАП;
    • контроль за качеством проектной документации;
    • разработка профессиональных стандартов;
    • организация независимой оценки квалификации;

Более жестко регламентируются стандарты деятельности СРО в части приёма новых членов и осуществления деятельности:

  • отныне все СРО без исключений подчиняются минимальным требованиям, прописанным в законе;
  • проведена стандартизация процедур приема и исключения членов;
  • сформированы единые подходы к формированию компенсационных фондов;
  • унифицированы системы контроля и отчетности;

Стоит отметить что несколько ужесточены правила игры для самих саморегулируемых организаций, а именно: императивным образом определены основания для исключения СРО из государственного реестра, включая сроки устранения замечаний. Теперь закрыть СРО, если оно не справляется со своими обязанностями стало проще — не будет бесконечных предупреждений и «последних шансов» — работаешь плохо, закрывайся.

Есть нововведения и для специалистов НРС, и для компаний-членов СРО. В частности установлены жесткие сроки для подачи различных уведомлений с прописанными санкциями за их нарушение. Ужесточены карательные меры практически по всем аспектам. Общее направление — повышение прозрачности строительной отрасли в целом.

По задумке авторов внесенных изменений, строительная отрасль должна стать одной из самых прозрачных, а качество работ значительно повыситься. Посмотрим что из этого всего получится, но, в целом, заявка неплохая.

Мы используем файлы cookie и сервисы для сбора технических данных посетителей. Для получения дополнительной информации Вы можете ознакомиться с условиями и принципами их обработки. Если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.