Мусор - наше всё!

4 февраля 2025

Данный очерк можно было бы назвать следующим образом: "Отчеты по мусору – ими крепить будем благосостояние Омской области!", но для краткости назвали так как назвали:) 

Сегодня речь пойдет, как это ни странно, не о Магните – региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами, а о том, как создать суету вокруг отходов.

На сайте Министерства природных ресурсов и экологии Омской области появилась информация, что все без исключения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Омской области, необходимо в срок до 1 марта 2025 года представить в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области в электронном виде на e-mail: post@mpr.omskportal.ru. сведения, предусмотренные постановлением Правительства Омской области от 2 апреля 2008 г. № 37-п «О региональном кадастре отходов производства и потребления в Омской области», по формам, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23 ноября 2011 г. № 58 «Об утверждении форм представления данных, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления в Омской области». Всего таких субъектов, до сих пор вопреки всему предпринимательствующих, в регионе около 86 000…

Как известно, строгость Российских законов умаляется их неукоснительным неисполнением и, к примеру, ни один из известных нам предпринимателей или директоров даже и не подозревал о такой необходимости, возникшей 13 лет назад. Ну, чтобы взять нарушителей к ногтю, уже в первом чтении Законодательным собранием Омской области принят проект закона Омской области «О внесении изменений в Кодекс Омской области об административных правонарушениях», предусматривающий штрафные санкции в размере от 20 000 до 50 000 (для должностных лиц) и от 50 000 до 80 000 )для ИП) и от 80 000 до 100 000 рублей за непредставление или несвоевременное представление данных, необходимых для ведения регионального кадастра отходов производства и потребления в Омской области. Каких-либо предупреждений или послаблений не предусмотрено. Не подал вовремя – готовь кошелек…

Региональный кадастр отходов производства и потребления это не местное изобретение – его имеют право вести регионы и самостоятельно устанавливать правила сбора информации для него. В Постановлении 37-П таких правил нет – есть только общие положения

«Кадастр включает в себя данные, представляемые органами местного самоуправления Омской области, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы производства и потребления.

Данные для ведения кадастра представляются в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным.

Формы представления данных, необходимых для ведения кадастра, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Омской области.»

При этом в Законе Омской области от 27.12.2006 N 842-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Омской области" есть единственное полномочие Минприроды – исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами, в сфере обращения с отходами, связанное с получением информации – Пункт 6.1 подпункт 4). «осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);»

В статье 7 Закона о региональном кадастре отходов о сборе информации ничего не сказано, однако существует Указ губернатора Омской области от 24 января 2011 г. N 8 «О создании министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области», где полномочия Минприроды немного разделяются: 

п.16. Министерство в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области осуществляет следующие функции: <.......>  6) осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору); <.......> 8) ведет региональный кадастр отходов производства и потребления в Омской области;

Таким образом, данный указ подтверждает положения Закона Омской области, что отчетность должна приниматься от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории и то не от всех, а от подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору). Вместе с тем офисы и многие другие объекты, где в основном занят малый бизнес, относятся к объектам IV категории (Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054) и, по идее Закона и при наличии здравого смысла, отчитываться не должны – у Минприроды нет полномочий эти отчеты принимать. Но, приказ Минприроды от 23 ноября 2011 г. № 58, подвергшийся косметическим правкам в 2018 году, как следует из его преамбулы, гласит:

«В соответствии с пунктом 5 Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления в Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 апреля 2008 года N 37-п "О региональном кадастре отходов производства и потребления в Омской области", подпунктом 6 пункта 16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года N 8»,

и, тем самым, фактически игнорирует разделение полномочий, делая бессмысленным упоминание «юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);» Это происходит из-за простой запятой перед словами «подпунктом 6 пункта 17».

Все на сдачу отчетности! Аппарат должен работать!

На самом деле, очень многие регионы РФ (в том числе Москва) обязывают сдавать отчетность всех ЮЛ и ИП в процессе деятельности которых образуются отходы, но, при этом, в некоторых регионах эта сдача добровольна или явно прописана в положениях. Во многих регионах (в том числе в Санкт-Петербурге) отчетность должны сдавать только ОМСУ, ЮЛ, ИП, осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов или (например, в Новосибирске) должны сдавать ОМСУ, ЮЛ, ИП, осуществляющие деятельность по размещению отходов; владельцы или пользователи ОРО; разработчики, пользователи технологий переработки, использования, обезвреживания и утилизации отходов. В Белгороде отчет должны сдавать только ОМСУ, ЮЛ, ИП, осуществляющие деятельность на объектах II, III категорий НВОС. А в Пензе и в Пскове вообще повели себя не солидно - реестр ОРО формируется на основе информации, полученной в результате межведомственного взаимодействия с территориальными органами федеральной власти, исполнительными органами. Впрочем, в Тюмени, Мурманске и Московской области пошли еще дальше – просто отменили кадастр отходов.

Давно известно, что в Омской области делается все, чтобы предприниматели не расслаблялись, так что пусть тренируются на сдаче сведений. Но, если посмотреть на 9 приложений к приказу Минприроды от 23 ноября 2011 г. № 58 (https://docs.cntd.ru/document/943046287) то возникают справедливые сомнения, что их может правильно заполнить среднестатистический предприниматель. При этом исключения от сдачи этих форм официально не предусмотрено – надо заполнять их все. Особенно радуют некоторые позиции, которые заполняются в тысячах тонн… Понятно, что подавляющее большинство этих форм будет заполнено нулями и прочерками, а наименование и код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов, каким либо содержателем ларька будут заполнены из «справочника Фонарева», но ведь главное сдать, а там пусть хоть мусор не валялся. Впрочем, с этой сдачей сведений Омская область вполне может вылезти впереди планеты всей.

Рассмотрим реальный пример – офисный центр. Один этаж арендует областная структура, которая вывоз отходов включила в договор аренды. У здания есть обслуживающая организация, которая имеет договор с Регоператором (ООО "Магнит") и содержит мусорные баки, установленные на площадки у здания. Арендодатель платит за вывоз мусора обслуживающей организации, которая в свою очередь платит регоператору. У регоператора есть список всех организаций, выкидывающих туда мусор. Арендодатель, в свою очередь является индивидуальным предпринимателем, но сам мусор, кроме использованной туалетной бумаги не производит. Итак – весь мусор вливается в мусор региона, но за него отчитаются 3 организации и ИП. Если нигде ошибок в самой главной форме «БАЛАНС массы отходов производства и потребления за отчетный период» не будет, то в итоге все равно реальная величина мусора (и сам мусор) уже есть у регоператора – почему сразу не взять эти цифры (как в Пензе и Пскове) и не заставлять трех субъектов заполнить по 9 форм, из которых реально нужно 2-3. А если будут ошибки – например при заполнении кода по классификационному каталогу отходов, то мусор начнет размножаться, причем возможно, в геометрической прогрессии.

Кстати, на формах нужны печати и росписи, но посылать их в Минприроды надо по электронной почте, а, значит, если ты каким-то чудом узнал, что должен подать сведения, то теперь их еще надо сканировать и иметь доступ к интернету, как для скачивания форм, так и для их передачи в Минприроды. У нас в селе не всюду есть интернет, зато на селе есть и ИП строители, продавцы и хозяева ларьков – вот кандидаты на потерю кровных 50 000 рублей – незнание закона от ответственности не освобождает. Так может вся эта возня с отчетностью для того и задумана? Бюджет нуждается в пополнении… Или потом появится услуга заполнения отчетности – как это было раньше с налогами. А может будет утвержден единый оператор передачи мусорной отчетности – из правильных людей? Но вернемся к процессу отчетности... Далее – скан формы дошел до Минприроды. Но ведь форма немашиночитаемая –значит ее данные надо вручную куда-то вводить. 9 форм умножить на 86 000 субъектов – это сколько же надо нанять народа, чтобы все ввести? Ничего – казенные деньги это же мусор – можно и потратить на мусор.

К чести Минприроды Омской области, следует отметить, что сейчас они пытаются утвердить новые, более вменяемые формы отчета. Так, если ты в год производишь менее 100 кг отходов, то можешь заполнить всего 2 формы. Но, код использованной тобой туалетной бумаги по Федеральному классификационному каталогу отходов ты все равно знать обязан! Если ты в год производишь более 100 кг отходов, то уже должен заполнить 3 формы, причем третья форма – сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления уже доступна для понимания и заполнения далеко не всем предпринимателям. Так же заполненные документы можно будет отправить почтой. Но, эти формы еще только в стадии утверждения, а до 01.03.2025 остался всего месяц. Так что если заполнять сейчас, то придется заполнять по старым формам, ориентированным на реальных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории и то не на всех, а на подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).

Теперь главный вопрос – зачем такая спешка? Почему бы не провести нормальное утверждение нормальных форм, почему не провести агитационную работу среди предпринимателей, чтобы они знали, что и как заполнять, почему не разместить на сайте наиболее используемые коды классификации отходов или, страшно даже подумать, почему бы не выйти в правительство Омской области с предложением отчитываться как в Санкт-Петербурге, Новосибирске или в Пензе? Только ведь в функции Минприроды, забота о предпринимательстве не входит…